Главная страница сайта, посвященного элитарной эксклюзивной авторской компьютерной программе - Партнерской Системе ЗОРАН, базирующейся на новой концепции искусственного интеллекта. ЗОРАН - это экспертная система нового поколения, предназначенная для оказания широкого спектра элитарных консалтинговых услуг. Что Вы можете найти на моем сайте. Главная англоязычная страница этого же сайта, посвященного элитарной эксклюзивной авторской экспертной системе, предназначенной для оказания широкого спектра элитарных и эксклюзивных консалтинговых услуг. И в то же время эта же интеллектуальная система - крайне примитивный квазиживой организм, первый прообраз интеллектуальных компьютерных систем, описанных в произведениях Василия Головачева.


Первое описание реализованной системы искусственного интеллекта.

Итак: ПАРТНЕРСКАЯ СИСТЕМА "ZORAN".

Основные сведения, особенности и свойства (включая информацию о единой концепции данных, психологических, биологических и технических терминах).


·           ЧТО ТАКОЕ "ZORAN".

     "ZORAN" является овеществленным продуктом проекта "ТВОРЕНИЕ" (реализация мыслительной деятельности на современной технологической основе), замысленного еще в начале 80-х как определенный вызов на японский план создания интеллектуальных вычислительных машин пятого поколения (некоторые важные элементы технического задания, причем не только на ZORAN, но и на почти любую другую техническую систему искусственного интеллекта, искусственного разума, искусственной личности, с 13 августа 2004 года можно найти здесь; с 29 октября 2004 года доступно дополнение к техническому заданию). А с 04 февраля 2005 года Вашему вниманию предлагается понятное для всех описание МОЕГО СПОСОБА создания технической системы искусственной личности, искусственного разума, искусственного интеллекта. Таким образом, "ZORAN" это прообраз первого в мире рукотворного живого или, как, быть может, скажут скептики, псевдоживого  СУЩЕСТВА  небиологической природы. В настоящее время "ZORAN" - это прежде всего Партнерская Система (ПС), обладающая огромным количеством свойств, основанная на добром десятке теоретических концепций, нигде ранее не применявшихся, проектируемая и создаваемая как живое существо, начиная от функциональной аналогичности, и заканчивая соответствующей терминологией. На данный момент "ZORAN" обладает потенциальными возможностями очень бурного, взрывного роста прежде всего за счет увеличения количества и качества сервисных функций, а также за счет включения и начала работы подсистем развития и саморазвития. Работа с ПС "ZORAN" не требует какой-то специальной подготовки, за исключением минимального набора знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с персональным компьютером. Здесь используется принцип поэтапного освоения, когда пользователь обучается расширенным режимам работы в процессе самой работы с ПС "ZORAN". Самый первый этап - работа с системой меню, что требуется для взаимодействия практически с любым WINDOWS-приложением, от которого ПС "ZORAN" ничем не отличается на первых этапах работы.

     Сейчас "ZORAN" - это первый в мире кибернетический организм, использующий в своей работе ряд функций, которые до недавнего времени считались присущими только живым биологическим объектам. Реализуя отношения  аналогии, подобия и соответствия, его можно отнести к классу киберрастений (может быть - киберцветов) или очень примитивных животных организмов, так как он сам не двигается и имеет весьма ограниченный контакт с внешней средой.

     "ZORAN" обладает огромным множеством чудеснейших свойств. Это первый опыт создания из неживой субстанции живого организма небиологической природы такого уровня сложности. "ZORAN" - система с практически неограниченными возможностями роста, развития и саморазвития.

     В будущем, по мере развития, саморазвития, взаимного развития Человека-пользователя и ПС "ZORAN" предполагается превращение последней в своеобразное alter ego (второе "я") взаимодействующего с партнерской системой человека, с задействованием таких чувственных, интеллектуальных, эмоциональных и эмпатических механизмов, о многих из которых, возможно, мы в настоящее время практически ничего и не знаем.

·          УЧЕТ ПСИХОЛОГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

     На первом месте при взаимодействии с пользователем стоит принцип поэтапного освоения, когда дальнейшее обучение, освоение расширенных режимов работы происходит, прежде всего, в процессе самой работы с ПС "ZORAN". Разработчик исходил из аксиомы, что разнообразие более жизнеспособно, чем однообразие; а переключение во время работы с одного объекта на другой, конфигурация нескольких объектов на экране в определенную систему (многообъектность, многопанельность), использование нескольких экземпляров одного и того же объекта (многоэкземплярность),- все это позволяет не заострять в процессе длительной работы внимание на каком-либо одном образе той или иной ситуации (можно использовать разные ее образы - информационные обобщения [ИО]), обеспечивает необходимую психологическую разгрузку, разрешает человеку самому скомпоновать приемлемую именно для него комбинацию управляющих элементов (часть периферийной нервной системы).

     Отличный дизайн, тщательно выбранная цветовая палитра, большое разнообразие рисунков (графических объектов) дают замечательную возможность постоянного переключения внимания с одного объекта на другой, снимая таким образом накапливающуюся усталость и раздражительность.

     Во всех описаниях применяется не классический громоздкий формально-логический подход с приведением большого количества никому не понятных формул, но его альтернатива - содержательно-эволюционный стиль изложения материала, который по форме и используемым методам гораздо ближе к человеческому восприятию окружающей нас действительности.

     Встроенная система обработки ошибок еще больше облегчает взаимодействие потребителя со столь сложной и многопрофильной Партнерской Системой.

     Также значительно упрощает жизнь для пользователя внедренный в ПС "ZORAN" принцип контролируемой избыточности, когда дублирование того или иного объекта на экране и, соответственно, в памяти происходит исключительно с ведома и по прямому указанию человека.

     Реализованная система разрешения конфликтных ситуаций позволяет человеку-пользователю гораздо меньше задумываться о своих действиях при конфигурации и настройке периферийной нервной системы (многие операции переводятся на интуитивный, рефлекторный уровень) - "ZORAN" сам старается не допускать возникновения конфликтных ситуаций, устраняя в процессе работы возникающие противоречия. Причем разрешение конфликтов предусмотрено как для различных взаимодействующих друг с другом (и/или с главным модулем) экземпляров одной и той же диалоговой панели (разные варианты многоэкземплярности), так и для различных взаимодействующих друг с другом (и/или с главным модулем) диалоговых панелей с любым допустимым количеством открытых экземпляров (многопанельность). Следует также упомянуть, что, несмотря на принципиально различные методы реализации многоэкземплярности и многопанельности, разработчиком предусмотрены одни и те же приемы работы и с разными экземплярами одной и той же панели и с разными диалоговыми панелями; а это, бесспорно, очень удобно с точки зрения эксплуатации, так как работа с ПС "ZORAN" значительно упрощается.

     Обычные же компьютерные программы, как правило, настолько примитивны и "прямолинейны", что во время их работы противоречия-парадоксы не могут возникать в принципе (за исключением возникновения конфликтов с операционной системой).

     В отличие от ПС "ZORAN" обычные приложения обладают несоизмеримо меньшей гибкостью и возможностями настройки на каждого пользователя персонально в процессе работы. Решение задачи учета психологических особенностей потребителя стало возможным только благодаря системе парадоксальной обработки данных (ПОД), системному подходу (СП), гиштальтным преобразованиям (ГП), практическому применению принципов Теории Информационных Обобщений (ТИО) и переработанной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), а также сквозному применению систем эвристических правил (СЭП). Без упомянутых методов, как это показано в разделе по оптимизации, решение данной задачи стало бы возможным только на супер-ЭВМ, да и то далеко не в полном объеме. Говоря другими словами, интенсивные методы обработки информации позволяют персональному компьютеру с процессором Pentium фирмы INTEL сравниться по скорости работы (при определенных обстоятельствах) с очень сложной и дорогой многопроцессорной системой типа Paragon той же фирмы (а в некоторых случаях и превзойти ее - при выдачи реакций во внешнюю среду в процессе обработки некоторых конфликтных ситуаций), если только последняя использует традиционные методы информационного процессинга. Это также очень важно с психологической точки зрения. Немаловажным фактором является и минимизация ответной реакции по настройке органов управления ПС "ZORAN" при их изменении со стороны пользователя.

     Нельзя не отметить значительное снижение психологической нагрузки за счет использования свойств многоэкземплярности, когда, например, можно без особых трудностей открыть несколько экземпляров одного и того подобия, скажем, пункта главного меню ПС "ZORAN" и создать на экране одновременно (принцип параллельного просмотра) несколько окон помощи для разных подпунктов одного и того же пункта (в нашем случае) главного меню. Допускается быстро и просто вывести на экран информацию о подпунктах (для примера) пункта главного меню Карточка:

    Создать,
    Открыть,
      Сохранить,
          Сохранить как,
          Сохранить все,
    Закрыть,
              Закрыть последний,
        Закрыть все,
   Сводка,
Тип,
 Путь,
  Архив,
    Эксперт,
   Помощь;

причем в совершенно любых комбинациях и сочетаниях. Пользуясь же стандартными возможностями WinHelp, как правило, можно осуществлять просмотр только последовательно, переключаясь от одного пункта к другому, а для параллельного просмотра придется открывать несколько экземпляров WinHelp (если это еще удастся сделать), что значительно увеличит количество элементов в панели задач, уменьшит объем системных ресурсов и потребует индивидуальной и очень трудоемкой настройки каждого окна помощи.

     Продвинутый пользователь для ускорения работы может воспользоваться обобщенными диалоговыми панелями, что еще больше сократит его временные издержки.

     Кроме того, в процессе обучения и работы с ПС "ZORAN", для психологической разгрузки широко используется игровой исследовательский аспект. Система органов управления представляет собой своеобразный лабиринт (без его схемы), как некий аналог страны или города. Пути лабиринта - это "дороги", которые кончаются реализациями целей - "населенными пунктами". В один и тот же "город" можно прийти совершенно разными, зачастую неожиданными путями. Путешествия по этому лабиринту в процессе работы тоже весьма небезынтересное занятие.

     Очень интересно исследовать гомеостаз, реакции ПС "ZORAN" на те или иные действия пользователя, заглянуть в память центральной нервной системы и посмотреть, что ПС "ZORAN" делала в тот или иной момент времени, какой комплекс состояний у ней наблюдался, какие самостоятельные, не зависящие от пользователя действия она выполняла, и почему она их выполняла. "ZORAN" всегда фиксирует в памяти историю своей жизнедеятельности, это уже далеко не "безмозглая и беспамятная система", каковыми является подавляющее большинство известных сегодня приложений. В будущем предполагается для накопления опыта, развития и саморазвития ПС "ZORAN" использовать эту память для реализации механизмов рефлексии.

     Нельзя обойти вниманием и сквозую многоуровневая систему помощи, дающую возможность в любой момент времени, часто без дополнительных усилий, получать в графической (для чего разработана сквозная символика и базы графических объектов) или текстовой форме необходимую информацию о том или ином органе управления. ПС "ZORAN" замысливался так, чтобы человек, работающий с ней, никогда не оставался один на один со своими проблемами - у него всегда рядом должен находиться интеллектуальный, верный и преданный помощник, готовый в любой момент времени рассказать о своих возможностях, пояснить функции тех или иных участков периферийной нервной системы либо центральной нервной системы, помочь решить возникшую проблему.

·          СИСТЕМА ПОМОЩИ.

     Возможности по изменению информации, содержащейся в системе помощи, описаны в файле readme.rtf. Этот файл включен в состав ограниченной рабочей версии, которую можно загрузить с этого сайта.

·           ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДАННЫХ. (Для продвинутых пользователей).

     "ZORAN" основан на ЕДИНОЙ концепции используемых данных. Это означает, что на самом высшем уровне абстракции нет принципиальной разницы, с каким типом (классом) данных проводится работа; хотя, разумеется, каждый класс данных имеет и свои уникальные свойства. Все типы данных Партнерской Системы "ZORAN" обрабатываются сходными операциями, использующими единую сквозную символику и обобщенными в виде специальных объектов - органов управления. Здесь наблюдается очень большое сходство с объектно-ориентированным программированием, только в данном случае соответствующие принципы применяются не для создания исходных модулей, а для построения системы данных, которыми оперирует "ZORAN".

     Итак, имеется основной родительский объект - ВНУТРЕННИЙ МИР. Этот объект характеризуется, как и внутренний мир любого живого существа, набором заранее предопределенных характеристик. Часть ВНУТРЕННЕГО МИРА определяется теми закономерностями окружающего нас мироздания, которые мы привыкли называть ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ, часть - теми ограничениями, которые накладывает известный человечеству опыт, а также известный набор ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ ТЕОРЕМ (теорема Геделя, теорема Банди, FAT-теорема Бартоломео Коско и пр.) и, наконец, последнюю часть закладывает создатель системы с учетом оптимизации и рационализации ее деятельности, а также своих объективных и субъективных предпочтений. Полное описание ВНУТРЕННЕГО  МИРА  является одним из заложенных в ПС "ZORAN" ноу-хау разработчика и не приводится в настоящем описании. Все остальные объекты являются производными. Они наследуют часть свойств ВНУТРЕННЕГО  МИРА.

     Одним из важнейших свойств ВНУТРЕННЕГО  МИРА стала ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ. "ZORAN" является практически единственной системой, использующий принципы  парадоксальной обработки данных.

     Перечислим наиболее яркие парадоксальные ситуации (описание именно этих ситуаций стало первым шагом к созданию классификации парадоксов, которая описана во второй части презентации Партнерской Системы):

     1. здесь прежде всего широко известная ситуация "восстания ангелов", когда ЧАСТЬ ведет себя по отношению к ЦЕЛОМУ как ЦЕЛОЕ по отношению к своей  ЧАСТИ, например:

     1.а. взаимодействие отдельно взятого экземпляра со своей диалоговой панелью;

     1.b. взаимодействие отдельно взятого экземпляра со своим контекстным меню;

     1.с. взаимодействия контекстного меню экземпляра с остальными экземплярами той же диалоговой панели;

     2. использование одного обозначения, которое кодирует сразу несколько переменных или функций (примитивная многоэкземплярность);

     3. возможность некоторых объектов делится на части, каждая из которых является таким же объектом (рекурсивная многоэкземплярность);

     4. способность одних объектов делить другие объекты на практически тождественные части, каждая из которых является таким же объектом, как и делимый объект (вынужденная многоэкземплярность);

     5. совмещение в одном объекте свойств вынужденной многоэкземплярности и рекурсивной многоэкземплярности (обобщенная многоэкземплярность);

     6. проявление в одном объекте взаимоисключающих друг друга свойств, например, когда один и тот же объект в разные моменты времени может становиться модальным и немодальным (модальность-немодальность), как самостоятельно, так и при помощи других объектов;

     7. реализация в одном объекте свойств модальности-немодальности и обобщенной многоэкземплярности (комплексная многоэкземплярность);

     8. передача различных свойств (например, декодирования сигналов) от центральной нервной системы на периферию (распределенность) с созданием видимости централизованного декодирования сигналов (виртуальная централизация), что совершенно необходимо для обеспечения возможности рефлексии любого рода; здесь сразу же надо отметить, что декодирование сигналов периферийной нервной системы далеко не всегда производится посредством ее самой, некоторые функции, безусловно, берет на себя ЦНС.

     9. ситуация, когда большое динамическое множество линейных элементов начинает проявлять свойства нелинейности (то есть перестает определяться системой линейных правил, например, когда линейное увеличение числа элементов и связей между ними приводит к "обвальному" росту сложности обрабатывающих подсистем и, соответственно, степеней свободы поведения) и наоборот, когда нелинейность обрабатывается системой "линейных" эвристических правил (разрешение некоторых внутренних конфликтов), что эквивалентно совмещению свойств линейности-нелинейности в одном объекте (частная обратимость), а это  уже характерно для нейроподобных компьютерных систем;

     10. реализация в одном объекте свойств частной обратимости и комплексной многоэкземплярности (комплексно-обратимая многоэкземплярность);

     11. проявление в одном объекте статических и динамических свойств (ситуационная концентрация) в зависимости от данной конкретной ситуации, например:

     11.а. поведение контекстного меню;

     11.b. поведение диалоговой панели;

     12. совмещение в одном объекте свойств ситуационной концентрации и комплексно-обратимой многоэкземплярности (интегральная многоэкземплярность);

     13. проявление в одном объекте свойств одноэкземплярности и многоэкземплярности (ограниченная дублируемость), например:

     13.а. в частном случае диалоговая панель совпадает со своим одним-единственным экземпляром;

     13.b. кроме того, для каждого экземпляра существует огромное количество соответствующих ему, и только ему одному, уникальных объектов, составляющих упомянутый экземпляр, это:

     13.b.I. и совокупность кнопок;

     13.b.II. и совокупность строк-подсказок;

     13.b.III. и контекстное меню экземпляра

      и пр.;

     13.с. также следует упомянуть, что далеко не во всех случаях объект может быть продублирован - для поддержания стабильного гомеостаза введена целая система (база) ограничений, то есть существует целый класс состояний, к которых многоэкземплярный объект становится жестко одноэкземплярным;

     14. реализация в одном и том же объекте свойств ограниченной дублируемости и интегральной многоэкземплярности (интегральная многоэкземплярность с ограничениями);

     15. использование одного и того же графического объекта (например, изображения кнопки) для разных экземпляров одной и той же диалоговой панели, находящихся  разделенными в одном и том же виртуальном пространстве (графическая оптимизация);

     16. наконец, каждое свойство, в том числе парадоксальное свойство, проходит при генерации исходных модулей через определенный оптимизационный процесс, который позволяет изменить внутренний мир таким образом, чтобы решить задачу максимизации скорости вычислений при минимизации соответствующих затрат (классическая ТРИЗ-задача, для решения которой используется Теория Решения Изобретательских Задач, переработанная и усовершенствованная для применения в области создания и развития информационно-интеллектуальных систем повышенной степени сложности), то есть интегральная многоэкземплярность с ограничениями превращается в оптимизированную интегральную многоэкземплярность с ограничениями.

     Безусловно, существуют и иные парадоксальные ситуации, на которых, пожалуй, не стоит заострять здесь внимания (так или иначе, многие из них описаны в классификации парадоксов, приведенной во второй части презентации Партнерской Системы).

     Следует отметить, что, как правило, каждый обобщенный согласно Теории Информационных Обобщений (ТИО) объект ПС "ZORAN" (практически любой объект прежде всего периферийной нервной системы) обладает свойствами оптимизированной интегральной многоэкземплярности с ограничениями, то есть каждый обобщенный объект это прежде всего парадоксальный объект, а внутренний мир, таким образом, представляет собой прежде всего парадоксальную систему, состоящую из составных и тоже парадоксальных объектов-подсистем.

     Естественно, далеко не все свойства парадоксальности нужны во время обработки данных. Кроме того, даже многие полезные свойства должны корректно обрабатываться. Поэтому в ПС "ZORAN" встроена подсистема разрешения противоречий, парадоксов, конфликтов и коллизий, исключающая аварийные ситуации и нежелательные побочные эффекты парадоксальности. Здесь нельзя забывать, что ПС "ZORAN" реализуется на современной технологической базе (персональных компьютерах), которая, можно сказать, сама является овеществленным побочным продуктом современной математической логики. То есть, мы аппроксимируем парадоксальную систему в прокрустово ложе непротиворечивой логической системы, что само по себе становится интереснейшим парадоксом более высокого уровня, чем парадоксы, описанные выше.

     Подсистема обработки парадоксов - важнейшая составная часть сквозной (то есть проходящей сквозь все уровни ПС "ZORAN"), многоступенчатой, сцепленной (цепочки взаимосвязанных правил и решений), комплексной системы  гомеостаза. Гомеостаз предназначен для поддержания некоего равновесного состояния  внутреннего мира  с  внешней средой. В процессе работы многие факторы - действия пользователя, возникающие парадоксы, аварийные ситуации выводят ПС "ZORAN" из равновесия. Система гомеостаза, в свою очередь, отслеживает по эвристическим правилам неравновесные ситуации, общее возможное количество которых определяется числом со многими десятками нулей, и предпринимает действия по восстановлению равновесия. Можно сказать, что гомеостаз определяет одну из основных мотиваций  общего поведения ПС "ZORAN" согласно родовой программе - восстановление внутрисистемного равновесия для обеспечения работоспособности ПС "ZORAN" с целью  удовлетворения запросов пользователя (партнера, владельца, хозяина, господина, повелителя - как Вам будет угодно).

     Внимание (точка сборки, фокус ввода, фокус внимания) ПС "ZORAN" всегда направлено на пользователя, чем бы система параллельно ни занималась. Это вторая, тоже очень важная мотивация, которая является отличительной особенностью программ, использующих графический интерфейс и работающих в среде WINDOWS-подобных операционных систем. Ее цель та же - максимально быстрое удовлетворение запросов пользователя.

     Внутренний мир ПС "ZORAN" представляет собой многоуровневую связанную систему, состоящую из огромного количества частей (элементов, единиц, блоков, подсистем и пр.) на каждом из уровней. В процессе своего функционирования внутренний мир динамически изменяется (причем далеко не всегда предсказуемо, так как некоторые параметры являются случайными величинами, производными от функции времени), переходя от одного состояния к другому. Количество состояний просто чудовищно. Говоря поэтическим языком, этих состояний больше, чем песчинок на дне океана, больше, чем звезд на небе, больше, чем атомов во Вселенной. Такое большое количество обрабатываемых состояний не позволяет создать единый обрабатывающий блок даже на основе эвристических правил. Поэтому, по аналогии с живым организмом, в ПС "ZORAN" применена децентрализованная обработка воздействий от внешней среды; а сами обработчики представляют собой динамическую систему распределенных, динамически изменяющихся периферийных органов {объектов} (периферийную нервную систему), и единый обобщающий центральный обработчик (центральную нервную систему, уже упомянутую выше).

·          ПРОИЗВОДНЫЕ КЛАССЫ ДАННЫХ.

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ.

                  Их описание представлено в документе format.rtf. Этот документ включен в состав дистрибутива ограниченной рабочей версии Партнерской Системы.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ.

                  Их описание представлено в документе format.rtf. Этот документ включен в состав дистрибутива ограниченной рабочей версии Партнерской Системы.

·          ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.

     Всегда нужно помнить о том, что природа компьютера не тождественна природе биологического объекта; поэтому практически все психологические и биологические термины являются семантически подобными, аналогичными, соответствующими схожим терминам, применяемым для описания свойств биологических существ, но за очень редким исключением не тождественными им. Здесь уже начинается (пока очень и очень робко, схематически) иная жизнь, со своими правилами, законами, свойствами и возможностями. Поскольку ПС "ZORAN" строится как живой организм, разработчик счел необходимым воспользоваться соответствующей терминологией.

     Поведение - это то, как "ZORAN" себя ведет с точки зрения объективно настроенного наблюдателя. Каждый поведенческий акт соответствует конкретно-реализованной мотивационной установке. Часть поведенческих актов по правилам, заложенным разработчиком, "ZORAN" выполняет совершенно самостоятельно и независимо от воли, желания и действий пользователя. Это связано прежде всего с тем, что огромное количество действий (например, обработку противоречий) пользователь просто не в состоянии контролировать; кроме того, разработчик волевым решением запретил возникновение тупиковых ситуаций, даже в том случае, когда потребитель специально хочет "загнать" ПС "ZORAN" в тупик.

     Поведенческий акт является интегральным обобщением огромного количества внутримашинных операций (инструкций), выполнение которых остается совершенно скрытым от пользователя.

     Мотивация (мотив, мотивационная установка) - абстрактное обобщение элементарной неосознаваемой психической активности. Конкретная реализация мотивации - поведенческий акт, каждый из которых, в зависимости от текущей ситуации выполняется по-разному: использует разные наборы правил, разные наборы машинных инструкций и т. д. Примеры мотиваций: восстановление равновесия внутреннего мира и внешней среды; фокус ввода ПС "ZORAN" должен всегда быть активным (алертным) для пользователя (то есть ПС "ZORAN" всегда должна внимать своему владельцу с готовностью выполнить любое, какое только по силам, его повеление); наполнение памяти центральной нервной системы фиксацией событий внутренней и внешней жизни на естественном языке; возможность осуществления процесса пассивной рефлексии; и пр. Поведение слагается из последовательно-параллельных реализаций мотивационных установок.

     Мотив - см. Мотивация.

     Мотивационная установка - см. Мотивация.

     Внутренний мир - конкретная реализация абстрактной концепции  ВНУТРЕННЕГО МИРА.

     Неосознаваемая психическая активность - зачатки психики. "ZORAN" не обладает сознанием, но владеет самоосознанием. "ZORAN" в прямом смысле распознает и осознает ситуации, требующие реализации мотивационных установок, благодаря встроенной системе гомеостаза.

     Самоосознание - "ZORAN" всегда знает, что он делает в каждый конкретный момент времени на уровне интегральных операций (то есть длинных последовательностей машинных инструкций), подтверждая это фиксацией внешних и внутренних событий в центральной памяти.

     Центральная память - память центральной нервной системы.

     Периферийная память - память периферийной нервной системы; эта память организована принципиально не так, как центральная память. Ее организация - одно из ноу-хау, заложенных в ПС "ZORAN".

     Центральная нервная система (ЦНС) - единый обобщающий центральный обработчик информации для ПС "ZORAN". ЦНС обладает собственной памятью, характеризующейся определенной организацией.

     Периферийная нервная система (ПНС) - совокупность периферийных органов, предназначенных для взаимодействия внутреннего мира с внешней средой. Память ПНС значительно отличается от памяти ЦНС по своей организации.

     Родовая программа - набор очень сложных динамических процедур (рефлексов), данных ПС "ZORAN" разработчиком; эти процедуры отвечают за основные жизненные функции ПС "ZORAN".

     Жизненные функции - ситуационные наборы действий-реакций ПС "ZORAN" на воздействия внешней среды; это то, что мы можем назвать проявлениями жизни компьютерной системы.

     Рефлекс (инстинкт) - комплексная динамическая процедура, отвечающая за ту или иную реакцию ПС "ZORAN" на воздействие внешней среды, включающая в себя в том числе совокупность ответных реакций на заданную внешнюю последовательность раздражителей. Рефлексы, как и для биологического организма, подразделяются на врожденные (составляющие родовую программу) и приобретенные (набор процедур, создаваемых ПС "ZORAN" в процессе развития и саморазвития на базе родовой программы). Первые версии ПС "ZORAN" имеют крайне ограниченный механизм создания условных рефлексов - эти процедуры пока находятся в стадии разработки.

     Инстинкт - см. Рефлекс.

     Последовательность раздражителей - совокупность воспринимаемых ПС "ZORAN" внешних воздействий, на которые вырабатывается комплекс ответных реакций.

     Ответные реакции - комплекс ответных воздействий на внешнюю среду со стороны ПС "ZORAN", вырабатывающийся как противодействие на последовательность раздражителей.

     Рефлексия - набор очень сложных процедур, отвечающих за анализ ПС "ZORAN" своих действий. Рефлексия может быть пассивной (если она производится по прямому указанию пользователя на основе его задания) или активной (как некоторое подобие самоанализа). Пассивная рефлексия стала возможной только благодаря введению института родовой программы, центральной памяти и периферийной памяти, а также механизму гомеостаза и мотивационным установкам. Активная рефлексия в первых версиях ПС "ZORAN" отсутствует, поскольку для ее осуществления, помимо родовой программы, центральной памяти, периферийной памяти, гомеостаза и мотивационных установок, требуется реализация механизма приобретенных рефлексов.

     Гомеостаз - одна из самых сложных подсистем ПС "ZORAN". Предназначена для поддержания динамического равновесия внутреннего мира с внешней средой. Гомеостаз - сквозная, проходящая сквозь все уровни ПС "ZORAN" система. К другим основным свойствам гомеостаза отнесем сцепленность (существование цепочек взаимосвязанных правил и решений), многоступенчатость (использование последовательностей действий, состоящих из огромного количества шагов-ступеней), комплексность (применение конструкций повышенной системной сложности).

     Внимание (также точка сборки, фокус ввода, фокус внимания)- система ограничений для активного восприятия последовательности раздражителей со стороны внешней среды. ПС "ZORAN", так же как и живое существо биологической природы, не в состоянии в любой момент времени воспринять любой потенциально возможный раздражитель из полного множества. Для восприятия последовательности раздражителей ПС "ZORAN" необходимо сначала настроить соответствующий орган периферийной нервной системы.

     Точка сборки - см. Внимание.

     Фокус ввода - см. Внимание.

     Фокус внимания - см. Внимание.

·          ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.

     Главный модуль - основной исполняемый EXE-модуль ПС "ZORAN". Выполняет роль своеобразного дирижера-координатора, руководя запуском периферийных модулей: динамических библиотек, различных документов, файлов помощи.

     Динамическая библиотека - DLL-модуль, существует отдельно от главного модуля, представляет собой блок инструкций, определяющих поведение того или иного участка периферийной нервной системы.

     Блок инструкций - совокупность машинных операций (команд), кодирующая на понятном ПС "ZORAN" (внутреннем) языке тот или иной алгоритм общего вида.

     Алгоритм общего вида - регламентированная последовательность действий и условий, представленная, как правило, в виде системы текстов на естественном (иногда сильно упрощенном) языке. Алгоритм общего вида не является строго формальным.

     Документ - один из производных классов данных. Представляет собой информационный динамический объект, предназначенный для отображения предметной области с целью решения задачи, поставленной человеком-пользователем.

     Файл помощи - статический (не изменяемый семантически) текстовый файл, отображаемый на экране компьютера по запросу пользователя для ознакомления его с различными особенностями ПС "ZORAN".


COPYRIGHT (C) 1997-1998 гг. Кон Геннадий Никитович - создатель и руководитель проекта, владелец авторских прав. [ Свидетельство об официальной регистрации № 980435 от 17.07.1998 г.]

P. S. Не стоит также забывать, что для поиска соответствующей информации в других источниках Вы всегда можете воспользоваться поисковыми формами с запросами ''концепция искусcтвенной личности'', ''концепция искусственного разума'', ''концепция искусственного интеллекта'', ''эксклюзивные консалтинговые услуги'' и др., размещенными на главной странице моего сайта.

Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz