Главная страница сайта, посвященного элитарной эксклюзивной авторской компьютерной программе - Партнерской Системе ЗОРАН, базирующейся на новой концепции искусственного интеллекта. ЗОРАН - это экспертная система нового поколения, предназначенная для оказания широкого спектра элитарных консалтинговых услуг. Что Вы можете найти на моем сайте. Главная англоязычная страница этого же сайта, посвященного элитарной эксклюзивной авторской экспертной системе, предназначенной для оказания широкого спектра элитарных и эксклюзивных консалтинговых услуг. И в то же время эта же интеллектуальная система - крайне примитивный квазиживой организм, первый прообраз интеллектуальных компьютерных систем, описанных в произведениях Василия Головачева.


Текст и структура: Copyright © Хахаев Иван Анатольевич (1999 г.)

HTML-текст и редакторская правка: Copyright © Кон Геннадий Никитович (1999-2001, 2003гг.)


ПАРТНЕРСКАЯ СИСТЕМА ЗОРАН

начинаем работу



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Назначение системы

Система ZORAN предназначена для автоматизации планирования и анализа деятельности предприятия с позиций предполагаемых и происходящих событий. К событиям в данном случае относятся мероприятия, проходящие в некоторые периоды времени и связанные с получением или затратами каких-либо сумм с некоторыми вероятностями (шансами) исхода. Отдельные события объединяются в первичные документы, тип которых зависит от характера и взаимосвязи событий. Система анализирует типы первичных документов, параметры событий и выдает обобщенные характристики бизнес-процесса, а именно - распределение событий по суммам и вероятностям (группам риска).

2. Типы первичных документов и структуры данных.

К первичным документам относятся таблицы, карточки, файлы, а также текстовые документы. Внешний вид документов первых трех типов абсолютно одинаковый. Разница состоит во взаимосвязи событий, заносимых в эти документы. Таблица (FeTable в терминологии Zoran) используется в том случае, когда ожидается (или происходит) только один из нескольких возможных исходов какого-то события. Карточка (FeCard) используется, когда события не зависят друг от друга (т.е. все события могут произойти совместно). Файл (FeFile) используется тогда, когда события последовательно связаны друг с другом (т.е. следующее событие не произойдет, пока не произойдет предыдущее). Существенно, что в системе ZORAN выбранный тип первичного документа жестко задает процедуры обработки содержащихся в нем событий, поэтому использование неправильного типа первичного документа приводит к ошибкам в расчетах. Каждый структурированный тип первичного документа (FeTable, FeCard или FeFile) может содержать не более 60 строк.

Текстовые документы предназначены для описания проблем, которые решаются с помощью системы, а также другого документального сопровождения бизнес-процесса.

Первичные документы организуются в иерархические структуры. Самый верхний уровень иерархии - каталог (FeCatalog), в который сводятся все бизнес-планы данной организавии или все проекты по какому-то направлению. Внутри каталога могут находиться иерархические базы документов - группы (FeGroup) или пакеты (FePacket). Каждая иерархическая база представляет из себя т.н. домен (часть бизнес-плана или предметной области), состоящий из проектов и стадий (этапов) проектов. Первичные документы обычно вставляются на уровне стадии проекта, но могут вставляться и на других уровнях иерархии.

3. Версии Партнерской Системы ZORAN

Комплект поставки системы является в общем случае заказным, однако существуют два варианта рабочих версий системы - полная и ограниченная (учебная). Полная версия не имеет органичений по количеству обрабатываемых документов. Учебная версия позволяет обрабатывать только один первичный документ каждого типа.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ

В качестве примера работы с системой ZORAN рассмотрим бизнес-план фирмы "Рога и копыта". Подробные сведения о ее деятельности можно найти в монографии И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок" (издание стереотипное). Компания была основана группой физических лиц в составе О.И.Бендера, А.П.Балаганова-Шмидта и М.С.Паниковского с первоначальным капиталом, полученным путем ограбления гр. Корейко А.И. Были наняты двое служащих - шофер Козлевич А.К. и зицпредседатель Фукс С.М. Компания вела как уставную деятельность по закупке и реализации изделий из животной кости, так и неуставную по составлению "Дела" на гр. Корейко А.И. в порядке добровольного содействия компетентным органам.

СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Этап 1. Загружаем программу "Партнерская система ZORAN".

Этап 2. Создаем структуру для хранения бизнес-планов организации (в данном случае организацией является СПбТЭИ). Для этого создаем новый каталог (см. рис. № 3.1).

рис. № 3.1. Создание каталога.

Затем внутри окна каталога с помощью правой кнопки мыши создаем новый домен (рис. № 3.2).

рис. № 3.2. Создание домена.

В результате появляется пиктограмма домена с названием по умолчанию (в данном случае - "ДОМЕН КАТАЛОГА"), как показано на рис. № 3.3. Вновь созданный домен необходимо переименовать (новое название - "Бизнес-планы СПбТЭИ") и сохранить полученную структуру как каталог с именем exampl1.cat в своей рабочей папке.

рис. № 3.3. Новый домен.

Этап 3. Определение структуры баз документов.

На этом этапе вновь созданная иерархия баз документов начинает наполняться конкретным содержанием. В домен могут включаться другие иерерхические базы (пакеты и группы). В каждой иерархической базе создаются уровни иерерхии - проекты и стадии. Для того, чтобы подключить новые элементы к иерархической базе, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по пиктограмме верхнего уровня иерархии, предварительно сделав его текущим (путем перемещения подсветки клавишами стрелок или щелчком левой кнопки мыши)(рис. № 3.4).

рис. № 3.4. Создание новых уровней иерархии.

После определения хотя бы одного нижнего по отношению к текущему уровня иерархии в начале пунктирной линии, подходящей слева к пиктограмме текущего уровня появляется символ "+", означающий возможность раскрытия структуры баз.

В конечном итоге в данном каталоге необходимо получить структуру, показанную на рис. № 3.5.

рис. № 3.5. Конечная структура баз учебного каталога.

На данном этапе в бизнес-плане "Рога и копыта" базы "Входные данные" и "Выходные данные" не имеют внутренней структуры, поэтому не огорчайтесь, если символы "+" на соответствующих ветвях будут отсутствовать.

Этап 4. Локальный бизнес-план.

Локальный бизнес-план компании "Рога и копыта" будем создавать в иерархической базе документов типа "Пакет" (FePacket). Перед созданием пакета следует сохранить последнюю версию ранее созданного каталога и закрыть соответствующее окно, не выходя из системы ZORAN. Процедура создания пакета аналогична процедуре создания каталога. Созданный пакет нужно сохранить в рабочем каталоге под именем pkt_ex1.pkt. Структура баз документов локального бизнес-плана показана на рис. № 3.6. По-прежнему не следует обращать внимания на отсутствие символов "+" на уровне стадий и на уровне домена результатов.

рис. № 3.6. Структура локального бизнес-плана.

Структура иерархических баз задается произвольным образом. Так, например, вместо домена результатов можно было бы вставить новую стадию или проект в домен бизнес-плана. Однако при работе с данным примером следует использовать приведенную на рис. № 3.6 структуру.

Этап 5. Детализация бизнес-плана и первичные документы.

Поскольку деятельность описываемой компании продолжалась несколько летних месяцев, то стадия "Зарплата персоналу" содержит еще ряд стадий, соответствующих выплатам по месяцам (рис. № 3.7).

рис. № 3.7. Детализация бизнес-плана.

В данном бизнес-плане мы будем использовать два типа структурированных первичных документов - таблицы и карточки.

Как уже было отмечено в разделе 2 первой части, все структурированные типы первичных документов в системе ZORAN имеют почти один и тот же вид, а именно, представляют собой табличную форму, состоящую из 9 столбцов. Ниже приведены наименования столбщов для структуры FeTable (таблица) и FeCard (карточка).

Столбцы структуры FeTable:

№ п\п
Наименование исхода
Период: дд\мм\гггг-дд\мм\гггг
Всего часов
Ответственный исполнитель
Время работы
Сумма
Вероятность

Столбцы структуры FeCard:

№ п\п
Наименование пункта плана
Период: дд\мм\гггг-дд\мм\гггг
Всего часов
Ответственный исполнитель
Время работы
Сумма
Вероятность

Первичный документ типа "Таблица" (FeTable) в нашем бизнес-плане будет только один - для планирования исходов ограбления А.И.Корейко. Все остальные первичные документы будут иметь тип "Карточка" (FeCard). Перед началом работы с первичными документами рекомендуется сохранить изменения в структуре пакета и закрыть окно пакета, не выходя из системы ZORAN.

При работе с первичными документами мы будем использовать такие возможности системы ZORAN, как работа с неполными и нечеткими данными. Возможность работы с неполными данными означает возможность не заполнять все поля табличной формы, а заполнять только те, которые нужны в настоящий момент. При этом система правильно обрабатывает пустые поля.

Создание и заполнение таблицы.

Таблица создается с помощью главного меню системы (Таблица/Создать). Появляется окно с табличной формой, содержащей описанные выше столбцы и одну строку. Таблица по умолчанию имеет заголовок "Учет разных возможных завершений одного и того же события". Чтобы добавить строки в таблицу, достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши внутри окна, но вне самой таблицы. При добавлении строки автоматически добавляется ее номер.

Теперь заполним таблицу для нашего примера. Нужно заполнять только указанные ниже столбцы, так как это показано.

Наименование исхода Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Кража гирь Балаганов А.П. 10000<>100000 0.6<>0.8
Кража бумажника Паниковский М.С. 5<>50000 0.7<>0.95
Нападение на набережной Балаганов А.П. 500<>50000 0.5<>0.75

Видно, что суммы и вероятности их получения заданы нечетким образом. Такие нечеткие данные получаются как правило в результате экспертных оценок. Система ZORAN умеет правильно обрабатывать такие данные.

Сохранить таблицу следует в рабочем каталоге под именем tab6_ex1.tab.

Создание и заполнение карточек

Перед созданием карточек рекомендуется закрыть окно таблицы, не выходя из системы ZORAN. После создания и сохранения очередной карточки соответствующее окно также рекомендуется закрывать.

Карточка создается полностью аналогично таблице, только заголовок табличной формы по умолчанию другой - "Учет совокупности независимых друг от друга пунктов плана".

Ниже приведены названия файлов карточек и их содержание.

Карточка card1_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Покупка пишущей машинки Балаганов А.П. -30 1
Покупка самовара Паниковский М.С. -20 0.6<>1
Покупка письменного прибора Бендер О.И. -15 1
Покупка деловых папок Бендер О.И. -5 1

Здесь суммы четкие и отрицательные, поскольку связаны с расходами на конкретные нужды.

Карточка card2_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Покупка необработанных рогов Балаганов А.П. -50 0.7<>0.9
Покупка необработанных копыт Балаганов А.П. -50 0.6<>0.85
Покупка железной арматуры Козлевич А.К. -34 0.75<>1

Карточка card3_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Зарплата О.Бендера Бендер О.И. -300 1
Зарплата А.Балаганова Бендер О.И. -150 1
Зарплата М.Паниковского Бендер О.И. -150 1
Зарплата А.Козлевича Бендер О.И. -100 1
Зарплата С.М.Фукса Бендер О.И. -50 0.6<>0.9

Карточка card4_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Зарплата О.Бендера Бендер О.И. -300 1
Зарплата А.Балаганова Бендер О.И. -150 1
Зарплата М.Паниковского Бендер О.И. -150 1
Зарплата А.Козлевича Бендер О.И. -100 0.75<>0.95
Зарплата С.М.Фукса Бендер О.И. -50 0.6<>0.8

Карточка card5_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Зарплата О.Бендера Бендер О.И. -300 1
Зарплата А.Балаганова Бендер О.И. -150 1
Зарплата М.Паниковского Бендер О.И. -150 0.75<>0.95
Зарплата А.Козлевича Бендер О.И. -100 0.7<>0.9
Зарплата С.М.Фукса Бендер О.И. -50 0.55<>0.7

Карточка card7_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Продажа рогов Паниковский М.С. 45 0.5<>0.7
Продажа копыт Балаганов А.П. 38 0.5<>0.6
Продажа имущества фирма Бендер О.И. 1000 0.6<>0.9

Положительные суммы означают получение дохода.

Карточка card8_ex1.car

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
Удержание с Паниковского Бендер О.И. 100 0.8<>0.9
Штраф с Козлевича Балаганов А.П. 50 0.7<>0.85
Штраф с Балаганова Бендер О.И. 150 0.8<>0.9

Этап 6. Включение первичных документов в иерархическую структуру.

На этом этапе к каждой стадии бизнес-плана будут подключаться первичные документы. В данном примере на каждой стадии имеется только один первичный документ, но реально их может быть любое количество.

Подключение первичного документа на каком-то уровне иерархии производится нажатием правой кнопки мыши на пиктограмме соответствующего уровня иерархии, при условии, что он является текущим (рис. № 3.8). После этого следует выбрать тип и имя подключаемого документа.

рис. № 3.8. Вставка первичного документа.

Если документ оказался не в нужном месте, его можно "перетащить" мышкой на нужный уровень иерархии.

Далее приведены стадии проектов с указанием имен файлов, содержащих первичные документы, которые следует вставить на уровне этих стадий.

Пример структуры бизнес-плана, которая должна получиться в результате выполнения данного этапа, приведен на рис. № 3.9.

рис. № 3.9. Пример структуры бизнес-плана с первичными документами.

Этап 7. Расчет бизнес-плана.

Расчет бизнес-плана рекомендуется выполнять ступенчатым образом: сначала рассчитываются первичные документы, затем результаты этих расчетов сводятся в промежуточные документы, которые также рассчитываются для получения полее общих характеристрик и т.д.

Для расчета первичного документа необходимо открыть этот документ (либо с помощью главного меню, либо двойным щелчком мыши по пиктограмме соответствующго документа) и с помощью главного меню вызвать процедуру расчета. Пример такого вызова для карточки показан на рис. № 3.10.

рис. № 3.10. Вызов процедуры расчета карточки.

В результате расчета получится обобщенная информация по всем событиям, описанным в данном первичном документе. Так, результаты расчета приведенной выше карточки показаны на рис. № 3.11.

рис. № 3.11. Результат расчета карточки.

При расчете события, зафиксированные в первичном документе, распределяются по группам риска, т.е. по вероятностям их реализации. Группа риска 10 соответствует вероятности события от 0.9 до 1, группа риска 1 - вероятности от 0 до 0.1. События, для которых группа риска меньше 7, обычно считаются недостоверными и рассчитывать на то, что они произойдут - рискованно.

При закрытии окна расчетов появляется возможность сохранить результаты в промежуточных (вторичных) документах, которые затем нужно включить в бизнес-план так, как это показано на рис. № 3.12.

рис. № 3.12. Фрагмент бизнес-плана с промежуточными расчетами.

Далее необходимо свести результаты промежуточных расчетов в промежуточную табличную форму. Обычно в системе ZORAN в этом случае испольуется структурированный документ типа "Карточка" (FeCard). Создадим карточку с именем result.car. В столбце "Наименование пункта плана" запишем имена файлов, содержащих промежуточные расчеты (e1, e2 .... e8). В столбце "Ответственный исполнитель" в этом случае указывается вышестоящий руководитель или менеджер (в нашем примере это будет Красин Л.П.). Суммы и вероятности событий берутся из документов, содержащих промежуточные расчеты с помощью операций копирования и вставки. При необходимости можно удалить незначащие нули в величинах сумм и вероятностей. В конечном итоге должна получиться карточка со следующим содержанием.

Карточка result.car.

Наименование пункта плана Ответственный исполнитель Сумма Вероятность
e1 Красин Л.П. -70 0.6<>1
e2 Красин Л.П. -134 0.6<>1
e3 Красин Л.П. -750 0.6<>1
e4 Красин Л.П. -750 0.6<>1
e5 Красин Л.П. -750 0.55<>1
e6 Красин Л.П. 5<>100000 0.5<>0.95
e7 Красин Л.П. 1083 0.5<>0.9
e8 Красин Л.П. 300 0.7<>0.9

Эту карточку нужно включить в бизнес-план на уровне домена "Результаты", после чего произвести по ней расчет и результаты расчета (рис. № 3.13) подключить к этой карточке (см. рис. № 3.14).

рис. № 3.13. Итоговый расчет параметров бизнес-плана.

рис. № 3.14. Структура домена "Результаты"

На этом локальный бизнес-план закончен. Нужно отметить, что в него включены только предполагаемые события. На следующих этапах локальный бизнес-план будет включен в структуру бизнес-планов организации и начнется реализация пунктов плана с соответствующими изменениями в первичных документах.

Этап 8. Включение локального бизнес-плана в иерархию бизнес-планов.

Для включения только что составленного бизнес-плана в иерерхию бизнес-планов организации следует открыть иерархическую базу бизнес-планов и вставить пакет, содержащий локальный бизнес-план на соответствующий уровень иерархии. В нашем примере иерархическая база находится в каталоге exampl1.cat. Локальный бизнес-план, содержащийся в пакете pkt_ex1.pkt подключается на уровне стадии "Входные данные" проекта "Бизнес-план "Рога и копыта" как простой документ. Конечные результаты расчета локального бизнес-плана также можно вставить в общую иерархию, как показано на рис. № 3.15.

рис. № 3.15. Локальный бизнес-план как элемент иерархической структуры бизнес-планов.

Проект "Выходные данные" внутри проекта "Бизнес-план "Рога и копыта" зарезервирован для подключения документов, содержащих результаты расчетов по завершении этапов бизнес-плана. Исходя из этого, целесообразно модифицировать структуру этого проекта, добавив стадии "Предварительные расчеты", "Итоги за июнь", "Итоги за июль" и "Итоги за август". Результаты расчетов локального бизнес-плана, проделанных на предыдущем этапе, следует перенести на стадию "Предварительные расчеты" (рис. № 3.16).

рис. № 3.16. Уточнение структуры выходных данных.

СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

Работа по сопровождению в нашем случае заключается в фиксации происшедших событий, внесению соответствующих изменений в первичные документы и перерасчете промежуточных и конечных результатов.

За первый месяц (июнь) произошли следующие изменения, связанные с реализацией бизнес-плана.

Во-первых, в проекте "Доходная часть" стадия "Ограбление А.И.Корейко" завершилась исходом "Нападение на набережной" с суммой 10000 рублей (и вероятностью 1). Для остальных исходов в столбце "Сумма" следует написать текст "незадействовано" (без кавычек) и очистить ячейки в столбце "Вероятность", после чего сохранить изменения в файле tab6_ex1.tab и произвести перерасчет таблицы, сохранив результаты в файле e6.cal.

Во-вторых было закуплено необходимое оборудование (кроме самовара) (карточка card1_ex1.car). Для первичного документа типа "карточка" рекомендуются следующие правила заполнения. Если событие произошло, сумма становится четкой, а вероятность - равной 1. Если событие не произошло, сумма становится равной 0, а вероятность - равной 1.

В третьих, были закуплены необработанные рога (карточка card2_ex1.car) и всем участникам трудового коллектива выплачена зарплата за июнь (карточка card3_ex1.car).

Кроме того, с М.С.Паниковского было удержано 100 рублей за злоупотребление кефиром (карточка card8_ex1.car).

Остальные события, указанные в бизнес-плане, в течение первого месяца не происходили.

Остальные первичные документы пока остались без изменений. На этом этапе необходимо произвести перерасчеты всех первичных документов и свести эти результаты в промежуточный документ result1.car по образцу, описанному в предыдущем разделе. Далее нужно включить карточку result1.car в стадию "Итоги за июнь" проекта "Выходные данные" (см. рис. № 3.16), произвести ее расчет и результаты расчета (result1.cal) подключить к карточке.

Следует заметить, что если ни одно из событий, описанных в каком-то первичном документе, не происходило в течение данного периода, то лучше не изменять первичный документ, а внести изменения только в результаты промежуточных расчетов (в данном случае не изменялись карточки card4_ex1.car, card5_ex1.car и card7_ex1.car, поэтому можно вручную вписать 0 и 1 в соответствующие позиции строк e4, e5 и e7 карточки result1.car).

В течение второго месяца деятельности фирмы (июля) были оштрафованы Балаганов и Козлевич и выплачена зарплата всем, кроме С.М.Фукса. Результаты расчетов этого этапа бизнес-плана должны быть сведены в файл result2.car и общий итог за июль должен быть представлен в расчете result2.cal в соответсвии с описанной выше процедурой. Необходимо иметь четкое представление о том, какие первичные документы необходимо изменять на данном этапе, а также о том, как модифицировать строки документа result2.car.

В течение третьего месяца деятельности фирмы (августа) фирма завершила свою работу. Все имущество было продано. Больше доходов не было. Зарплату за август получили только О.И.Бендер и А.П.Балаганов. Все расчеты выполняются уже описанным способом и результаты сводятся в файл result3.car, который в свой очередь является основанием для проведения расчетов с результатами в файле result3.cal.

ПОДВЕДЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ

Основанием для подведения окончательных итогов служат результаты этапов реализации бизнес-плана (result1.cal, result2.cal и result3.cal). Для фиксации окончательных итогов создадим новую карточку final.car, в которую запишем пункты плана result1, result2 и result3 (по аналогии с карточкой result.car) и скопируем соответствующие значения сумм и вероятностей. После этого рассчитаем карточку final.car и сохраним результаты в файле final.cal.

Далее в проекте "Выходные данные" создадим новую стадию под названием "Окончательные результаты", в которую вставим карточку final.car с результатами ее расчета. Теперь мы имеем полную картину деятельности фирмы - от предварительных расчетов до окончательных результатов за период, включая результаты промежуточных этапов деятельности.

P. S. Не стоит также забывать, что для поиска соответствующей информации в других источниках Вы всегда можете воспользоваться поисковыми формами с запросами ''концепция искусcтвенной личности'', ''концепция искусственного разума'', ''концепция искусственного интеллекта'', ''эксклюзивные консалтинговые услуги'' и др., размещенными на главной странице моего сайта.

Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz